Статьи
Карты
Фото
Видео
 
Список
техники:
 
Главная>>Статьи>>Техника устранения аварии
DEMAG

Наряду со многими организациями различных министерств и ведомств для ведения этих работ был привлечен трест «Спецмонтажмеханизация» Минсредмаша СССР, возглавлявшийся в то время Кириллом Николаевичем Кондыревым.В середине мая 1986 года в районе расположения Чернобыльской «Сельхозтехники» на окраине города начал создаваться специализированный участок № 6, впоследствии вошедший в состав монтажного района УС-605. На месте работу по созданию участка возглавил Анатолий Григорьевич Яковлев. Первая трестовская автоколонна из Москвы прибыла в Чернобыль в двадцатых числах мая.28 мая в Чернобыль уже была доставлена первая техника для работы в условиях повышенной радиации, оборудованная освинцованными кабинами.Сложными были перевозка и маршрут от Москвы до Чернобыли прошли за двое суток.На смену А.Г.Яковлеву 3 июня прибывает жизнерадостный и ничего на свете не боящийся Борис Иванович Лопаткин, впоследствии много раз возвращавшийся в Чернобыль, несмотря на полученные дозы облучения, значительно превышавшие установленные нормы.Железным правилом той поры, которое позже стало традицией, считалось : «С ходу — в бой!». И круглосуточно, невзирая на погоду, как и подобает в боевых условиях. Шли в Чернобыль грузы, челноком крутились автобусы, привозя и увозя смены монтажников и механизаторов, которые в то время выполнили уникальные работы по монтажу регистров охлаждения под четвертым разрушенным блоком.Начинаются работы по подготовке площадок для монтажа западногерманских дизель-гидравлических самокатных кранов фирмы «Демаг».Но еще до начала работ этих кранов, благодаря находчивости и решительности Б.И.Лопаткина удалось ввести в строй действующие, оставленные в Чернобыле прежними хозяевами и считавшиеся «грязными», краны ДЭК-251, КС-5363, К-162, а также кран «Январец» 40 тонн и «Днепр» 25 тонн. Ввод в действие этой техники, а также прибывшие в Чернобыль краны фирмы «Либхер» позволили обеспечить необходимый фронт работ по монтажу «Демагов» и проведению монтажниками сборки металлоконструкций для объекта «Укрытие».В середине июня на станцию Тетерев начали поступать платформы с конструкциями трех кранов «Демаг». Их стали различать по последним цифрам заводского номера. Таким образом, краны с заводскими номерами 41016, 41020, 41021 превратились в короткие боевые — 16-й, 20-й, 21-й.Работы по монтажу этих кранов были поручены МСУ-116 треста «Спецмонтажмеханизация».
Монтировались они на расстоянии около одного километра от четвертого энергоблока.Чтобы представить все трудности и опасности этой работы, достаточно сказать, что узлы и детали каждого крана занимали при перевозке 32 железнодорожные платформы, а весил кран в собранном виде 1200 тонн.На монтажной площадке, где велась сборка, радиационный фон составлял 200 мр/час.Но монтажники МСУ-116 под руководством начальника управления - Владимира Анатольевича Ковальчука и главного инженера управления Валерия Давыдовича Мучника на площадке, расположенной в 15 минутах ходьбы от разрушенного блока, в кратчайшие сроки выполнили поставленную задачу.К 8 июля конструкции всех трех «Демагов» были доставлены в Чернобыль и уже 21 июля, раньше установленного срока первый «Демаг» — № 16 самоходом двинулся к аварийному четвертому блоку.В самые ответственные моменты сборки, наладки, а потом и доставки кранов к блоку рядом со своими работниками находился К.Н.Кондырев. Причем его оптимизм и уверенность в успехе заставляли делать практически невозможное. Ведь наши специалисты не имели опыта сборки и наладки такой техники. Да и шеф-монтаж по понятным причинам фирмой не производился.Работали круглосуточно, не думая о рентгенах, да и просто об элементарном отдыхе. Все понимали: заработают краны — начнут возводить «Саркофаг».«Демаги» № 20 и № 21 были в то время кранами нового поколения. За счет дополнительного устройства — суперлифта весом 480 тонн, они обладали большей грузоподъемностью, чем «Демаг» № 16 (500т), и были оснащены основной и вспомогательной стрелой длиной по 76 метров каждая. Эти краны, имея грузоподъемность 650 тонн при минимальном вылете на основной стреле, могли осуществлять подъем груза весом 200 тонн на высоту свыше 60 метров. ( Максимальная высота подъема – 137 метров) прим. Ионова О.П.Многое на этапе подготовки кранов к работе было сложно, многое надо было делать впервые и очень быстро. Это было время испытания людей в экстремальных условиях, время переломного момента в борьбе, которая привела победе.Десятки высококлассных специалистов включились в работу по эксплуатации кранов. Это прежде всего трестовские инженеры: Л.М.Королев, Л.Л.Кривошеин, А.Л.Лавреикий, А.Я.Северинов, В.Е.Куренин, В.А.Власов. В.М.Токарев и многие, многие другие.Огромный вклад в наладке кранов, обеспечение их работоспособности принадлежит Павлу Калинину и Олегу Ионову - талантливым специалистам и беззаветным труженикам.В то время никто не думал, что самые серьезные испытания нас жду впереди. Они начались с первыми подъемами , и это было закономерно.Во-первых, площадки, на которых работали краны, в силу объективных обстоятельств не соответствовали техническим условиям эксплуатации.Во-вторых, машинисты прошли всего 10-дневный курс обучения и не имели опыта работы на этих уникальных кранах со сложным гидравлическим электромеханическим оборудованием, оснащенных бортовыми компьютерами и другими средствами электронного управления.
В-третьих, катастрофически не хватало специалистов — гидравликов, электронщиков, электромехаников да и просто квалифицированных ремонтников. Способных в сложнейшие радиационной обстановке определять неполадки и устранять их в предельно короткие сроки.
Любая поломка кранов, приводящая к их остановке, парализовала сооружение «Саркофага». Следовала незамедлительная реакция со стороны Правительственной комиссии, больших и малых начальников, работа которых напрямую зависела от исправности кранов. Телефонные звонки и угрозы раздавались со всех сторон, но, несмотря на крайне нервозную обстановку, истощение физических сил, наши люди делали подчас невозможное.Краны работали. График строительства выполнялся.
По трое-четверо суток, когда шел монтаж каскадных стен, перекрытия машзала, основных несущих балок и других крупногабаритных конструкций, наши люди не покидали станцию. В «бункере» (6-я отметка ХЖТО) формировали ремонтные бригады, принимали оперативные решения, ели пищу, привозимую в полиэтиленовых пакетах из Чернобыли. Если удавалось, то прихватывали часок-другой сна на стоящих здесь же койках, покрытых поролоном.Огромную помощь нашим специалистам оказывали призванные на шестимесячные сборы военнослужащие, которых, видимо, за их полувоенный вид, все называли «партизанами».Умудренные жизненным опытом отцы семейств, часто высококвалифицированные специалисты 40 - 45-летние мужчины не отказывались ни от какой работы, лишь бы скорее выполнить свой долг и вернуться домой.Подчас, не понимая, какая опасность им угрожает при длительном нахождении в радиационной зоне, они выполняли самые тяжелые работы. Добровольно под руководством наших специалистов ремонтировали узлы и агрегаты кранов, меняли поломанные двухметровые траки гусеничного хода. Демонтировали проколотые арматурой огромные пневмоколеса суперлифта, вручную разгружали и догружали свинцовыми 40-килограммовыми чушками контейнеры самоходного противовеса.В случаях, когда выполнение задания бригадой принимало затяжной характер, принимали решение о выводе людей из радиоактивной зоны и подписывали ходатайство перед командиром части о досрочной демобилизации «партизан>На смену им приходили новые добровольцы и доводили дело до конца.

Автор:И.А. Беляев http://DEMAG21.narod.ru
Далее информация с форума rcforum.ru
Всего было три крана серийные номера: 41016, 41020, 41021 далее краны различаются по "боевым номерам" последним цифрам заводских номеров (16,20,21)
- первый (номер 16) не имел Суперлифта его пожно отличить по отсутствию решетчатой распорки позади башни (см фото). он имел грузоподъемность 500тонн
также на нем кабина расположена не сбоку а по центру башни, кроме того внизу на башне имеется что-то типа балкона т.е. на фотке corax ch-0068-kran.jpg показан именно (номер 16) а справа на этойже фотке скорее всего находится номер 21 с опущенной стрелой.

- второй и третий (номер 20 и 21) имели Суперлифт (дополнительный противовес на пневматических шинах подвешиваемый к распорке) т.е. на них имелась решетчатая распорка к которой подвешивались тележки противовеса общим весом 480тн эти краны имели грузоподъемность 650тонн.

- по поводу расположения то 16 и 21 работали рядом со стороны энергоблока (там где смонтирована основная конструкция "Саркофага") а кран номер 20 работал со стороны машинного зала.
На фотографии с сайта http://forum.pripyat.com/attachment....9&d=1170752536 можно увидеть различие 16-го и 21-го крана, а также расположение кранов красным цветом я дал некотрые пояснения.
На сайте http://DEMAG21.narod.ru/ есть еще фотки кранов DEMAG а также немного текстовой информации, в частности фотографии тележек противовеса.
P.S. Кстати если верить форуму Pripyat.com то после ликвидации аварии эти краны были дезактивированы и отправлены на другие стройки "Средмаша"
Вот выдержка с форума:
06.02.2007, 17:49 MOHCTP
1-й в 1987 году отправили на ЛАЭС
2-й (после падения) исчез (т.е у меня информации нет куда он делся)
3-й в 1997 был разобран и строительной фирмой из Чернобыля продан (куда - неизвестно)


*
 
*
 
*
*
 
*
 
*
*
 
*
 
*
*
 
*
 
*
*
 
*
 
*
*
       
   
    Яндекс.Метрика
   
Hosted by uCoz